Cry ru
У меня есть проект

Транспорт

Инвестиционные возможности свердловской области

_____________________________________________________________________________

общая информация о состоянии отрасли

Географическое и транспортно-экономическое положение Свердловской области обуславливает устойчивый транзитный потенциал. Область является одним из крупнейших в стране транспортных узлов. Густота железнодорожной и автодорожной сети превосходит средние по стране показатели.

Регион имеет благоприятные предпосылки с точки зрения повышения посреднической роли в формировании товаропотоков, финансовых и инвестиционных потоков, а также создания на его территории центра деловых и финансовых услуг, торговых сделок (российского и международного значения).

Ежегодно увеличивается потребность экономики в автомобильных перевозках, в связи с чем развитие и содержание сети автомобильных дорог с каждым годом приобретает все большее значение. Сегодня автомобильные дороги из-за недостаточного финансирования становятся одним из факторов, сдерживающим экономический рост в стране.

В существующей экономической ситуации средства Дорожного фонда Свердловской области в первую очередь направляются на объекты, работы по которым начаты в предыдущие годы, на ремонт и капитальный ремонт региональной сети автодорог, работающих в режиме перегрузки (с интенсивностью движения от 2 000 до 14 000 автомобилей в сутки), а также завершение ранее начатых объектов, таких как строительство обхода города Екатеринбурга, реконструкция автодороги Карпинск – Кытлым.

На развитие улично-дорожной сети в городе Екатеринбурге в рамках подготовки к чемпионату мира по футболу 2018 года предусмотрено 3,15 млрд. рублей.

Существующий уровень финансирования дорожной деятельности не позволяет значительно улучшить транспортно-эксплуатационное состояние автодорог регионального значения. В 2016 году обеспечено содержание 11 тыс.км дорог, ремонт и капитальный ремонт 114,9 км.

Увеличение финансирования деятельности в отношении региональной сети автодорог и переход на нормативное финансирование позволит улучшить транспортно-эксплуатационное состояние автодорог регионального значения.

Меры государственной поддержки

Ежегодно предусматривается предоставление межбюджетных трансфертов из средств областного бюджета местным бюджетам на осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения.  

В 2016 году выделены субсидии и иные межбюджетные трансферты муниципальным образованиям на дорожную деятельность в сумме 5,21 млрд.руб. (рост в 2,6 раза к уровню 2015 года), в том числе муниципальному образованию «город Екатеринбург» – 2,31 млрд.руб.

Существующие и проектные направления автодорожных коридоров России в соответствии с Транспортной стратегией РФ до 2030 года

Сеть автомобильных дорог Екатеринбургского транспортного узла представлена дорогами общего пользования федерального, регионального и местного значения. Большинство из них входят в систему международных и внутрироссийских транспортных коридоров, действующих и перспективных.

Из 18 автодорожных коридоров России, формирование и развитие которых признано приоритетными, на Екатеринбург имеют выход 5 коридоров:

  • Северный коридор (Южный маршрут) «Санкт-Петербург - Вологда - Шарья - Киров - Пермь - Екатеринбург»;
  • Центральный коридор (Северный маршрут) «Граница Белоруссии - Смоленск - Москва - Владимир - Нижний Новгород - Чебоксары - Ижевск - Пермь - Екатеринбург»;
  • Центральный коридор (Центральный маршрут) «Москва — Рязань — Шацк - Пенза - Самара - Уфа - Челябинск - Курган - Ишим» с подъездом к г. Екатеринбург;
  • Урал-Сибирь (Южный маршрут) «Екатеринбург - Тюмень - Ишим - Омск - Новосибирск - Кемерово»;
  • Урал-Сибирь (Северный маршрут) «Пермь - Серов - Ханты-Мансийск- Сургут - Нижневартовск - Томск».

Важным направлением в развитии опорной сети Свердловской области является развитие традиционных автомобильно-дорожных коридоров, обеспечивающих гарантированные межрегиональные транспортные связи не только в области, но и России в целом.

В связи с растущей интенсивностью движения автотранспорта и возросшими нагрузками на автомобильные дороги имеющаяся сеть на территории Свердловской области не справляется с транспортными потоками, и требует значительного развития сети автомобильных дорог регионального и федерального значения.

Мероприятия по развитию дорожной отрасли Свердловской области

В настоящее время проблемами региональной сети Свердловской области в части обеспечения удобного транзитного движения являются ограничения пропускной способности на подъездах к городу Екатеринбургу и при проезде через населенные пункты г. Богданович, р.п. Белоярский.

Государственной программой Свердловской области «Развитие транспорта, дорожного хозяйства, связи и информационных технологий Свердловской области до 2022 года», утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 29.10.2013 № 1331-ПП, определены мероприятия, реализация которых внесет наибольший вклад в развитие Свердловской области. С целью увеличения скорости движения транзитного потока на территории Свердловской области, а также повышения качества жизни населения, планируется строительство обходов города Богданович, р.п. Белоярский, г. Нижний Тагил.

Задачи:

1) содействие в реализации государственной политики Свердловской области в сфере дорожного хозяйства, в том числе безопасности дорожного движения в части обеспечения сохранности и развития сети автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, содействие расположенным на территории области предприятиям и организациям дорожной отрасли в эффективном использовании производственных мощностей, внедрении новых материалов, техники и технологий, поддержки инновационной деятельности предприятий;

2) участие в осуществлении дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения;

3) выполнение мероприятий в области развития дорожного хозяйства по вопросам, входящим в компетенцию Министерства, увеличение объемов строительства и реконструкции автодорог в 2013-2022 годах;

4) взаимодействие с органами государственной власти всех уровней, органами местного самоуправления, предприятиями, организациями и учреждениями по вопросам принятия решений в сфере развития дорожного хозяйства Свердловской области;

5) участие в разработке и реализации государственных программ развития дорожного хозяйства, подготовка предложений по их финансированию;

6) обеспечение постоянной круглогодичной связи по дорогам общего пользования регионального значения с твердым покрытием до сельских населенных пунктов, не имеющих круглогодичной связи с сетью автомобильных дорог общего пользования.

Общая информация о состоянии отрасли железных дорог

В Свердловской области – более 3,5 тыс. км железных дорог. Через территорию Свердловской области проходят несколько наиболее экономически выгодных железнодорожных маршрутов: Транссиб (Москва, Киров, Екатеринбург, Тюмень, Омск и далее на Читу), железнодорожная ветка на Москву через Казань; ветка, соединяющая Транссиб с Южно-Уральским ходом. Всего в узле стыкуется семь железнодорожных подходов. Пермский, Казанский, Тюменский и Челябинский, Курганский имеют общероссийское значение, Нижне-Тагильский и Егоршинский – региональное значение.

Эксплуатационная длина железнодорожных путей в границах Свердловской области составляет 3523,8 км (4,2% от всей сети железных дорог Российской Федерации). Плотность железнодорожных путей общего пользования на конец года составляет 181,3 км путей на 10 000 кв. км территории, что в 3,6 раза выше, чем в среднем по России.

Екатеринбургский железнодорожный узел имеет в своем составе одну из крупнейших в России железнодорожных сортировочных станций – Екатеринбург–Сортировочный; в пределах Екатеринбурга работают 5 контейнерных терминалов.

По данным Свердловской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» погрузка на станциях Свердловской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» по итогам 2016 года оценивается на уровне 58 млн. тонн.

По состоянию на 2016 год Екатеринбург имеет прямое железнодорожное сообщение со всеми крупнейшими городами Российской Федерации и столицами соседних регионов, за исключением Воронежа.

Свердловская область занимает первое место по количеству маршрутов регулярных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом в пригородном сообщении среди субъектов Уральского федерального округа.

В течение 2016 года этим видом транспорта в области перевезено более 14,25 млн. пассажиров, в 2015 году – 13,7 млн. пассажиров, в 2014 году – 13,9 млн. пассажиров, в 2013 году – 15,6 млн. пассажиров.

Пригородные поезда сохраняют свою социальную направленность.

К 2015 году на территории Свердловской сформирована оптимальная маршрутная сеть, охватывающая максимальное количество населенных пунктов области, в том числе труднодоступные, где отсутствуют другие пути сообщения.

Маршрутная сеть 2016 года составила 31 935,4 тыс. ваг.-км (243 поезда), маршрутная сеть на 2017 год соответствует маршрутной сети 2016 года.

В 2015 - 2016 годах организовано курсирование инновационного подвижного состава «Ласточка» на территории Свердловской области на наиболее востребованных населением направлениях:

Екатеринбург – Нижний Тагил

Екатеринбург – Каменск-Уральский

Екатеринбург – Первоуральск – Кузино

С начала проекта (5 ноября 2015 г.) поездами «Ласточка» перевезено более 1 млн. пассажиров.

Устойчивое и качественное осуществление пассажирских перевозок обеспечивает трудовую миграцию населения, способствует развитию рынка труда и оказывает положительный мультипликативный эффект на экономику региона.

Потенциал развития

Свердловская железная дорога – филиал ОАО «РЖД» продолжит реализацию проектов по развитию инфраструктуры железнодорожного транспорта на территории Свердловской области.

В перечень инвестиционных проектов, имеющих стратегическое значение для социально-экономического развития Свердловской области, вошел проект Строительства третьего главного пути на участке Косулино-Богданович с выделением 1 этапа Косулино - Баженово и 2 этапа - Баженово - Богданович. Результатом станет ввод в эксплуатацию третьих путей протяженностью 21,2 км.  Второй этап на участке Баженово - Богданович (44 км) планируется реализовать до 2024 года. Мероприятие направлено на усиление главного хода Транссиба.

Также реализуются мероприятия по развитию Генеральной схемы Екатеринбургского железнодорожного узла, а рамках которого предусмотрена реконструкция четной сортировочной системы станции Екатеринбург – Сортировочный Свердловской железной дороги, с реконструкцией парка приёма и сортировочной горки. Результатом будет увеличение перерабатывающей способности четной сортировочной системы станции Екатеринбург – Сортировочный к 2024 году

Будет продолжен работа по организации курсирования и расширению маршрутов движения электропоездов «Ласточка» на востребованных населением направлениях.

 

Оценка текущего состояния отрасли воздушного транспорта

Международный аэропорт «Кольцово» – самый крупный региональный воздушный порт России по объемам пассажирских перевозок. Включен в перечень базовых аэропортов страны.

В рейтинге крупнейших аэропортов страны аэропорт «Кольцово» прочно занимает 5 место по числу обслуженных пассажиров после аэропортов Московского авиаузла и Санкт-Петербургского аэропорта «Пулково». С 1998 года является членом Международного Совета Аэропортов ACI (Airports Council International). Аэропорт состоит из 3 пассажирских терминалов:  международных, внутренних воздушных линий и VIP- терминал.

По итогам 2014 года международный аэропорт «Кольцово» обслужил 4 млн. 526 тыс. 167 пассажиров, что на 5,4% больше, чем в 2013 году. На внутрироссийских авиалиниях было обслужено 2 млн. 407 тыс. 429 пассажиров, что на 11,3% больше, чем за аналогичный период в 2013 г., на международных – 2 млн. 118 тыс. 738 человек (-0,5%). Невысокий темп роста пассажиропотока по итогам 2014 года в сравнение с тенденцией последних лет обусловлен сложившейся геополитической ситуацией в стране, резким увеличением курса ведущих иностранных валют. Указанные обстоятельства существенно сказались на росте туристического пассажиропотока и мобильности населения в с связи со снижением платёжеспособности граждан.

В течение 2000-2014 годов пассажиропоток аэропорта увеличивался в среднем на 12,6% в год. Для сравнения, суммарный пассажиропоток 50 ведущих аэропортов Российской Федерации увеличивался со среднегодовыми темпами 10,7%.

Аэропорт «Кольцово» включен Министерством транспорта Российской Федерации в число 12 международных узловых аэропортов страны как аэропорт, имеющий значительный пассажиропоток и развитую сеть международных воздушных линий, позволяющую производить стыковку рейсов из региональных аэропортов (в том числе внутрироссийских узловых) на международные средние и дальние магистральные воздушные линии.

Являясь активным участником программ по развитию региональных маршрутов УФО, а также в части перевозок с Дальнего Востока и в направлении Симферополя, планируется участие в этих программах и в будущем.  Базовой авиакомпаний региона остается авиакомпания «Уральские авиалинии», обеспечивая  30-33%  в общем объеме пассажирских перевозок аэропорта «Кольцово» и демонстрируя стабильно высокие показатели роста.

В целом существующая маршрутная сеть внутренних воздушных линий из Екатеринбурга охватывает все 9 федеральных округов Российской Федерации, однако в пункты назначения, расположенные западнее Екатеринбурга, перевозится более 90% всех пассажиров, перевозимых на внутренних линиях. Сложившаяся маршрутная сеть с недостаточным развитием воздушных линий в пункты Дальневосточного, Сибирского и Уральского не позволяет в полной мере использовать существующий трансфертный потенциал аэропорта. 

Объём обработанного груза и почты в «Кольцово» по итогам 2014 года составил 25,5 тыс. тонн. При этом объем отправленной и прибывшей через Кольцово почты вырос в 2,5 раза, до 3,6 тыс. тонн, что связано с открытием в грузовом терминале аэропорта ноябре 2013 года места международного почтового обмена (ММПО) Почты России. ММПО аэропорта «Кольцово»  – первый объект на Урале, способный обрабатывать федеральную и международную почту общим объемом до 25 тысяч писем и до 1,6 тысяч бандеролей и посылок в сутки.

За первое полугодие 2015 года пассажиропоток составил 742 тысячи человек, что на 13,6% меньше в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Изменение показателей обусловлено снижением спроса на международные туристические авиаперевозки в связи со сложившейся геополитической ситуацией, при этом отмечается рост пассажиропотока на внутренних воздушных линиях.

В сегменте грузовых перевозок Кольцово занимает 1-е место среди аэропортов Уральского федерального округа и 8-е место среди всех аэропортов Российской Федерации, уступая по этому показателю аэропортам Москвы, Хабаровска, Владивостока, Санкт-Петербурга, Новосибирска.

За период 2000-2014 годы объём грузов и почты, обслуживаемых аэропортом (включая транзитные международные перевозки), увеличился на 37%. Для сравнения, суммарный грузооборот 50 ведущих аэропортов Российской Федерации за этот период вырос на 49,2%. В 2010-2014 годы грузооборот аэропорта стабилизировался на уровне 23-27 тыс. тонн в год.

В 2014 году аэропорт «Кольцово» существенно обновил парк спецтехники.

В течение года аэропорт в эксплуатацию было введено 67 новых единиц специального транспорта и средств механизации: от багажных тележек до автогрейдера. Всего на данный момент аэропорт эксплуатирует более 500 единиц техники и средств механизации.

Потенциал развития отрасли:

Отмечается значительный потенциал роста аэропорта как регионального транспортно-логистического хаба на территории региона. Анализ мировой структуры пассажиропотока также показал четкую тенденцию к постепенному увеличение значимости региональных аэропортов. Более того, именно на региональные аэропорты сейчас приходится порядка 60% прироста пассажиропотока, в то время как крупные мировые аэропорты - хабы обеспечили по итогам прошлого года лишь 38% прироста.

Аэропорт «Кольцово» по числу обслуженных пассажиров уже продолжительное время стабильно находится на третьем месте в России после московского и питерского авиаузлов, являясь тем самым лучшим региональным аэропортом в стране.

Потенциальные факторы развития воздушного транспорта:

  • использование транзитного потенциала обеспечение удобных стыковок между рейсами (за счет удобного географического положения региона и развитой аэропортовой инфраструктуры);
  • развитие грузовых программ;
  • способствование развитию международного сотрудничества (межправительственные соглашения по развитию авиасообщения, либерализация визового режима с туристическими странами);
  • рост низкобюджетных перевозок.

«Точкой роста» развития базовой авиакомпании «Уральские авиалинии» и развития отрасли гражданской авиации не только в регионе, но и в стране в целом - стало завершение реализации крупного инвестиционного проекта по строительству «Авиационно – технического центра», который в 2015 год получил статус приоритетного инвестиционного проекта Свердловской области по
новому строительству.

Данный центр является уникальным в нашей стране и позволит проводить обслуживание воздушных судов российским авиакомпаниям. В настоящее время данные работы выполняются за рубежом. Прогнозируется, что при увеличении объёмов производства у авиакомпании возрастет потребность в квалифицированных специалистах к 2018 году всего на 979 человек, в том числе от реализации вышеуказанного инвестиционного проекта на 105 человек.

Основные цели развития воздушного транспорта в регионе:

1.повышение доступности услуг воздушного транспорта для населения Свердловской области как на региональных, так и на международных направлениях;

2.планомерная интеграция международного аэропорта «Кольцово» в систему транзита внутри страны, а также международную воздушную сеть;

3.повышение комплексной безопасности и устойчивости в сфере гражданской авиации.

Достижение целей обеспечивается решением следующих задач:

  • развитие региональных авиаперевозок;
  • модернизация аэропортовых комплексов;
  • способствование развитию базового авиаперевозчика региона  –авиакомпании «Уральские авиалинии»;
  • создание условий для сохранения равенства прав всех пользователей на использование воздушного пространства и услуги по аэропортовому и наземному обеспечению полетов согласно обязательствам, принятым РФ;
  • обеспечение перевозки пассажиров на социально-значимых маршрутах.

Механизмы реализации,  необходимые финансовые ресурсы:

В части увеличения грузооборота в ближайшее время планируется начало строительства отдельного здания логистического почтового центра на базе аэропорта Кольцово, в который войдут автоматизированный сортировочный центр, место международного почтового обмена, центр гибридной печати и отделение почтовой связи. Пропускная способность центра составит более 1 млн. почтовых отправлений в сутки.

Развитие аэропорта «Кольцово» осуществляется в рамках  утвержденной Инвестиционной программы развития на период до 2020 года, утвержденной на Совете директоров. Указанная Инвестиционная программа содержит мероприятия, направленные преимущественно на реконструкцию и усовершенствование обслуживающей инфраструктуры аэропортового комплекса с учетом подготовки к проведению в городе Екатеринбурге игр Чемпионата мира по футболу. Реализация указанных мероприятий планируется полностью за счет внебюджетных источников финансирования.

При этом наиболее затратные мероприятия данной Инвестиционной программы, такие как: строительство здания многоуровневой парковки на 500 машиномест (677 млн. руб.), строительство гаража спецтехники для хранения и обслуживания спецтранспорта аэропорта (351 млн. руб.), создание пункта  налива на перроне (200 млн. руб.),  строительство ангара для самолетов деловой авиации (150 млн. руб.), системы обработки багажа (150 млн. руб.) и другие.

Объекты аэродромного комплекса аэропорта «Кольцово» относятся к объектам исключительной собственности Российской Федерации и финансирование реконструкции таких объектов может осуществляться только за счёт средств федерального бюджета, в том числе в рамках реализации мероприятий подпрограммы «Гражданская авиация» ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)».

В части роста показателей пассажирских авиаперевозок механизмом для реализации является:

-привлечение новых авиакомпаний и расширение сети полетов из «Кольцово»  уже действующих;

- активное участие в программах развития региональных авиаперевозок в на территории Российской Федерации. 

Так, в 2015 году при участии аэропорта «Кольцово» планируется реализация мероприятий на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров и повышение транспортной доступности региональной маршрутной сети Российской Федерации планируется выделить  порядка 232 млн. рублей.

Указанный объём денежных средств утвержден государственной программой «Развитие транспорта, дорожного хозяйства, связи и информационных технологий Свердловской области до 2020 года». Предоставление субсидий организациям воздушного транспорта запланировано на региональные маршруты из города Екатеринбург, отобранные Росавиацией.

В целом имеющиеся отраслевые показатели развития воздушного транспорта в настоящее время вполне удовлетворяют результатам усилий. Ситуацию с развитием региональных авиаперевозок удалось переломить от деградации к развитию с динамикой. Несмотря на то, что высокая концентрация перевозок через столичные аэропорта сохраняется, структуру перевозок внутри страны заметно меняется. В части спектра развития международных авиаперевозок перспективными направлениями развития являются дальнейшее развитие перевозок со странами Азии, Европы и СНГ.

Господдержка сферы воздушного транспорта в Свердловской области

В числе мер господдержки для развития сферы воздушного транспорта  на территории Свердловской области осуществляются следующие:

1) реализуется постановление Правительства Свердловской области «О порядке предоставления из областного бюджета субсидий организациям воздушного транспорта на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров и формирование региональной маршрутной сети Российской Федерации в 2015 году» № 193-ПП от 20.03.2015.

Объем денежных средств в 2015 году на данные цели предусмотрен в размере 232238,3 тыс. рублей.

Указанный нормативно-правовой акт предусматривает критерии отбора авиаперевозчиков.  Реализация данного постановления в Свердловской области осуществляется в рамках федеральной программы развития региональной авиации - Правил предоставления субсидий из федерального бюджета, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации  от 25.12. 2013 № 1242, аэропорт г. Екатеринбурга определен в числе «узловых», также определен размер специального тарифа на перевозку одного пассажира в одном направлении в салоне экономического класса воздушного судна в зависимости от количества пассажирских мест на воздушном судне и протяженности маршрута.

В настоящее время по состоянию на 01 июля 2015 заключено соглашение с ГУП Оренбургской области «Международный аэропорт «Оренбург» в целях осуществления маршрута Екатеринбург-Пермь-Екатеринбург. Планируется заключение соглашения еще на 5 маршрутов (Нижний Новгород, Новый Уренгой, Казань, Воронеж, Красноярск).

Справочно: помимо вышеуказанных маршрутов без софинансирования из бюджета Свердловской области (только из федерального) в перечне маршрутов Росавиацией определены еще 9 направлений (Нижневартовск, Ноябрьск, Нягань, Омск, Оренбург, Самара, Стрежевой, Сыктывкар, Урай).

2) Инвестиционному проекту Авиакомпании «Уральские авиалинии» -   «Авиационно – технический центр» присвоен статус приоритетного инвестпроекта Свердловской области по новому строительству, в соответствии с которым  предоставляется пониженная ставка налога на прибыль в размере 13,5% на 5 лет и освобождение от уплаты налога на имущество на 5 лет.