Cry ru
У меня есть проект

Наём персонала, регулирование

УСЛОВИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КАДРОВ

В целях создания благоприятных условий для подготовки квалифицированных специалистов высшего звена на предприятиях промышленного комплекса, повышения эффективности функционирования инженерных кадров и структур по управлению персоналом в реальных секторах экономики в регионе, первом в России, была начата реализация программы «Уральская инженерная школа». Комплексная программа «Уральская инженерная школа» на 2015-2034 годы (далее – программа) одобрена Указом Губернатора Свердловской области от 06.10.2014 № 453-УГ.

Программа закрепила основные концептуальные подходы к развитию системы подготовки кадров, определив в качестве основных задач активное вовлечение работодателей в процесс опережающей подготовки кадровых ресурсов, эффективную реализацию творческих возможностей молодежи, формирование осознанного выбора обучающимися индивидуальной траектории профессионального развития.

В рамках «пилотного этапа» в соответствии с перечнем первоочередных мероприятий на 2015 год за исполнителями были установлены зоны ответственности по направлениям работы на всех стадиях обучения: как на этапе формирования мотивации детей к получению инженерного образования (для дошкольников и учащихся школ), так и в ходе получения высшего образования и дальнейшего профессионального совершенствования, стимулирования к саморазвитию.

В поддержку заявленной цели был принят Указ Губернатора Свердловской области от 17.11.2014 № 549-УГ «О приоритетных направлениях развития кадрового потенциала промышленного комплекса Свердловской области».

В целях общественного обсуждения и контроля выполнения мероприятий комплексной программы «Уральская инженерная школа» сформирован Общественный совет при Губернаторе Свердловской области.

Проведен мониторинг степени вовлеченности бизнес-структур в образовательные процессы, который показал, что объем внебюджетных вложений в реализацию проектов частно-государственного партнёрства ежегодно превышает 1 млрд. рублей. За 2012-2014 годы предприятиями вложено в образовательную сферу свыше 3,2 млрд. рублей. Объём средств областного бюджета составляет порядка 425,4 млн. рублей. На базе предприятий и площадках учебных заведений созданы и функционируют 20 учебных подразделений, среди которых базовые кафедры, учебные центры, центры прикладных квалификаций, центры научно-технического творчества, учебные классы, лаборатории. Количество обучающихся по новым методикам достигает 7 110 человек.

Одним из наиболее крупных проектов является создание во взаимодействии с Уральским федеральным университетом имени первого Президента России Б.Н. Ельцина корпоративного Технического университета Уральской горно-металлургической компании (далее – Технический университет). Общий объем инвестиций на реализацию проекта создания образовательного центра составил около 1,1 млрд. рублей. Образовательные программы Технического университета разрабатываются на основе производственных потребностей и корпоративных профессиональных стандартов. В Техническом университете одновременно могут обучаться около 800 слушателей. Кроме того, материальная и научная база Технического университета позволяют ежегодно повышать квалификацию до 8 тысяч работников промышленных предприятий.

Кроме того, на территории открытого акционерного общества «Первоуральский новотрубный завод» действует Образовательный центр, включающий экспериментальный и лабораторный корпуса общей площадью 2 тыс. кв. м. Экспериментальный комплекс оснащен европейскими симуляторами линий холодной и горячей прокатки труб, термоотдела, сварочного участка и обучающими стендами ремонтной мастерской. Инновационный образовательный центр обучает 400 студентов Первоуральского металлургического колледжа, используя принципы дуальной системы образования. Более половины учебного времени учащиеся проводят на производстве, перенимая навыки работы на конкретных станках и оборудовании, что существенно повышает профессиональную компетенцию. Стоимость проекта составляет более 700 млн. рублей.

В рамках научно-производственной корпорации «Уралвагонзавод» осуществляет деятельность Корпоративный университет.

В 2015-2017 годах организациями реального сектора экономики планируется совершенствование действующих и дополнительное создание 9 новых учебных подразделений, прежде всего в высокотехнологичных отраслях промышленности. Численность обучающихся возрастёт в 1,5 раза до 10 950 человек.

В частности, предполагается выстраивание непрерывной системы подготовки на базе Центра дополнительного образования работников оборонно-промышленного комплекса открытого акционерного общества «Машиностроительный завод имени М.И. Калинина». С привлечением средств областного бюджета на площадке дополнительно к интерактивным классам по токарной обработке будут созданы 2 учебные лаборатории-мастерские, 3 учебных класса, оснащенные современным оборудованием для подготовки монтажников радиоэлектронной аппаратуры, стропальщиков, машинистов крана, слесарей. По итогам реализации проекта численность учащихся центра достигнет 330 человек ежегодно.

В Свердловской области в настоящее время осуществляется реализация проектов в 11 образовательных организациях среднего профессионального образования в Свердловской области в целях подготовки кадров для оборонно-промышленного комплекса.

Обществом с ограниченной ответственностью «Уралмаш Нефтегазовое Оборудование Холдинг» совместно с Уральским государственным горным университетом также реализуется проект по созданию учебного центра по подготовке специалистов для работы на машинах и оборудовании нефтяных и газовых промыслов. На площадке при участии работников завода будут обучаться до 150 студентов в год. Имея собственную конструкторскую школу в области турбостроения, закрытое акционерное общество «Уральский турбинный завод» при образовательной поддержке Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина планирует создание учебно-научного центра, оснащенного мультимедийным оборудованием. На базе центра будут обучаться до 75 человек ежегодно.

11 июля 2014 года в рамках V Международной промышленной выставки «ИННОПРОМ-2014» подписана актуализированная «Дорожная карта» реализации проекта «Национальная система компетенций и квалификаций» в Свердловской области  до 2020 года.

Для оказания бюджетной поддержки реализации мероприятий, соответствующие изменения внесены  в государственную программу Свердловской области «Развитие системы образования в Свердловской области до 2020 года», утвержденную постановлением Правительства Свердловской области от 21.10.2013 № 1262-ПП «Об утверждении государственной программы Свердловской области "Развитие системы образования в Свердловской области до 2020 года». Общий объем финансовых затрат из областного бюджета в 2015 году составляет 200 млн. рублей. 5 инструментов субсидиарной поддержки реализации предприятиями проектов в сфере образования заложены в разрабатываемом проекте подпрограммы по развитию кадрового потенциала промышленного комплекса в рамках государственной программы Свердловской области «Развитие промышленности и науки на территории Свердловской области до 2020 года», утверждённой постановлением Правительства Свердловской области от 24.10.2013 № 1293-ПП «Об утверждении государственной программы Свердловской области "Развитие промышленности и науки на территории Свердловской области до 2020 года». На реализацию мероприятий подпрограммы в 2015 году предусматривается выделение 205 млн. рублей из средств областного бюджета.

Принято решение о создании образовательного кластера в сфере строительства. Разработка концепции возложена на Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Союз строителей Свердловской области, Региональный ресурсный центр профессионального образования в области строительства.

Создано 16 многофункциональных центров прикладных квалификаций.

С 30.10.2014 по 03.11.2014 на территории Свердловской области в Международном выставочном центре «Екатеринбург-ЭКСПО» прошел Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Национальный чемпионат сквозных рабочих профессий высокотехнологичных отраслей промышленности по методике WorldSkills Hi-Tech 2014». Соревнования проходили по 11 компетенциям, наиболее востребованным в передовых отраслях российской промышленности, а именно:

токарные работы на станках с числовым программным управлением;

фрезерные работы на станках с числовым программным управлением;

сварочные технологии;

электроника;

инженерная графика CAD;

мехатроника;

управление производственными процессами;

мобильная робототехника;

обслуживание авиационной техники;

работа с листовым металлом;

прототипирование.

В соревнованиях приняли участие 160 участников, представлявших 88 предприятий 21 промышленного холдинга, в том числе и международные участники.

Среди наиболее крупных компаний и холдингов следует выделить ОАО «Объединенная Двигателестроительная корпорация», ОАО «Объединенная Авиастроительная Корпорация», ОАО «Челябинский трубопрокатный завод», ОАО «Евраз-Групп», ОАО «Объединенные машиностроительные заводы», ОАО «Росэлектроника», ОАО «Научно-производственная корпорация  «Уралвагонзавод», ОАО «Объединенная металлургическая компания», Группа ГАЗ, ОАО «Объединенная судостроительная корпорация», Холдинг «Авиационное оборудование», ОАО «Швабе», ОАО « Новолипецкий металлургический комбинат», ОАО «Трубная металлургическая компания», ОАО «Вертолеты России», ОАО «Горно-металлургическая компания «Норильский никель», ОАО «Корпорация тактическое ракетное вооружение», ОАО «Объединенная приборостроительная корпорация».

Оценивали результаты соревнований 12 международных и 119 российский экспертов из 30 регионов.

Деловая программа форума состояла из 45 мероприятий, в которых приняло участие более 2500 участников, из них более 230 специалистов по управлению персоналом в промышленности (включая 69 топ уровня), 14 международных экспертов (Индия, Китай, Тайвань, Германия, Финляндия, Нидерланды, Израиль, Португалия, Канада), более 160 спикеров.

Ведущим событием деловой программы стала форсайт-сессия «Обеспечение промышленности высококвалифицированными рабочими кадрами. Атлас Новых профессий 2.0», в работе которой приняли участие 90 ведущих экспертов, представителей промышленных холдингов и корпораций России по производственно-технологическому развитию, кадровому обеспечению. Форсайт-сессия стала первой в цикле подготовки к проведению сессии Future Skills на Мировом чемпионате WorldSkills International в Бразилии.

В выставочной части данного форума были представлены 24 стенда (в том числе 5 интерактивных) компаний и холдингов, выставивших участников на чемпионат рабочих профессий, а также 1 презентационная компетенция «Система телекоммуникаций» (монтаж оборудования) совместно с ОАО «Ростелеком».

Дополнительно к основному конкурсу прошли соревнования для школьников, в которых приняли участие 110 учащихся в возрасте от 10 до 17 лет по 8 компетенциям в составе 53 команд, 64 эксперта из 8 регионов России.

Презентационная компетенция JuniorSkills «Аэрокосмическая инженерия» войдет в состав основных компетенций Национального чемпионата в 2015 году.

Уровень организации и итоги проведения чемпионата в 2014 году были высоко оценены представителями WorldSkills (Hi-tech), экспертами, принимавшими участие в работе чемпионата, Агентством стратегических инициатив, а также гостями и участниками соревнований.

Информация о правилах привлечения иностранной рабочей силы
на территории Свердловской области

Согласно статье 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ) работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии патента или разрешения на работу за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Оформление и получение работодателем квоты на привлечение и использование иностранных работников, а иностранным гражданам, планирующим осуществление трудовой деятельности, разрешений на работу необходимо, если иностранный работник прибывает в Российскую Федерацию на основании визы.

В первую очередь работодателям Свердловской области, планирующим привлечение иностранных работников из визовых стран, необходимо пройти процедуру регистрации в автоматизированном информационном комплексе «Миграционные квоты» (http://www.migrakvota.gov.ru/) (далее – АИК «Миграционные квоты») в целях подачи заявки о потребности в привлечении иностранных работников для замещения вакантных и создаваемых рабочих мест либо выполнения работ (оказания услуг) (далее – заявка).

На этапе формирования потребности в иностранных работниках работодатель определяет необходимый объем рабочей силы, предварительно ознакомившись с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 23.01.2014 № 27н «Об утверждении Правил определения органами государственной власти субъекта Российской Федерации потребности в привлечении иностранных работников» (далее – приказ Минтруда № 27н).

После заполнения заявки в АИК «Миграционные квоты» работодателю необходимо подтвердить указанную потребность на бумажном носителе в территориальном государственном казенном учреждении службы занятости населения Свердловской области. При этом рассмотрению подлежат заявки работодателей, представленные по форме, предусмотренной приложением № 1, и заполненные согласно рекомендациям, предусмотренным приложением № 2 к приказу Минтруда № 27н.

Согласно пункту 3 Правил определения органами государственной власти субъекта Российской Федерации потребности в привлечении иностранных работников потребность субъекта Российской Федерации в привлечении иностранных работников определяется на основании заявок работодателей, заказчиков работ (услуг) (за исключением физических лиц, привлекающих иностранных работников для личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности) (далее – работодатели) о потребности в привлечении иностранных работников для замещения вакантных и создаваемых рабочих мест либо выполнения работ (оказания услуг), которые рассматриваются межведомственной комиссией субъекта Российской Федерации по вопросам привлечения и использования иностранных работников.

Решение об удовлетворении в полном или частичном объеме, отклонении заявок работодателей в привлечении иностранных работников принимается Межведомственной комиссией Свердловской области по вопросам привлечения и использования иностранных работников (далее – Межведомственная комиссия Свердловской области) на основании положений, определенных пунктом 10 приказа Минтруда № 27н.

Так, основными причинами отклонения заявок работодателей Свердловской области в рамках квотных кампаний являются:

  • наличие у работодателей неустраненных нарушений трудового, миграционного, налогового законодательства, законодательства в области социального и медицинского страхования, социальной защиты инвалидов, законодательства о занятости населения;
  • представление работодателями недостоверных сведений или подложных документов либо сообщение заведомо ложных сведений;
  • наличие возможности удовлетворения потребности в рабочей силе по профессиям (специальностям, должностям), указанным в заявках работодателей, за счет региональных трудовых ресурсов;
  • непредоставление работодателем гарантий медицинского и жилищного обеспечения иностранных работников в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
  • указание в заявке работодателя размера заработной платы ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения и размера минимальной заработной платы, установленных в Свердловской области.

Затем Департамент по труду и занятости населения Свердловской области, как уполномоченный орган, формирует пакет документов с предложением Свердловской области о потребности в привлечении иностранных работников, в том числе увеличения (уменьшения) размера потребности в привлечении иностранных работников, и направляет его на рассмотрение Межведомственной комиссии по определению потребности в привлечении в Российскую Федерацию иностранных работников, в том числе по приоритетным профессионально-квалификационным группам, утверждению квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу (далее – Комиссия по определению потребности в привлечении в Российскую Федерацию иностранных работников).

После одобрения и утверждения Комиссией по определению потребности  в привлечении в Российскую Федерацию иностранных работников потребности Свердловской области в привлечении иностранных работников, в том числе увеличения (уменьшения) размера потребности в привлечении иностранных работников, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации публикует соответствующий приказ, а статус заявки в АИК «Миграционные квоты» изменяется на «Включена в проект приказа».

Так, приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 09.01.2018 № 2 «Об утверждении перечня профессий (специальностей, должностей) для привлечения иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию на основании визы, на 2018 год» потребность Свердловской области в привлечении иностранных работников утверждена в размере 2401 рабочего места. Приказами Министерства труда и социальной защиты от 28.04.2018 № 284, от 05.07.2018 № 448 «О внесении изменений в приложение к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 9 января 2018 года № 2» указанная потребность скорректирована в сторону увеличения и составляет 2904 рабочих места.

В пределах установленной квоты работодатель вправе обратиться в Управление по вопросам миграции Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области за предоставлением государственной услуги по оформлению и выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешения на работу для иностранного гражданина.

В соответствии с изменениями, вступившими в силу с 1 января 2015 года, иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, осуществляют трудовую деятельность на основании патента. Основное концептуальное нововведение Федерального закона от 24 ноября 2014 года № 357-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» – предоставление юридическим лицами индивидуальным предпринимателям (в том числе частным нотариусам, адвокатам, учредившим адвокатский кабинет, а также иным лицам, чья профессиональная деятельность подлежит государственной регистрации и лицензированию) права привлекать к трудовой деятельности иностранных граждан, прибывающих в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на основании патента.

Для получения патента иностранный гражданин предоставляет документы, указанные в пункте 2 статьи 13.3 Федерального закона № 115-ФЗ, а также документы, подтверждающие уплату налога на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа (далее – налог) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 227.1 Налогового кодекса Российской Федерации налог уплачивается за период действия патента в размере 1200 рублей в месяц. Между тем, значение фиксированного авансового платежа подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, установленный на соответствующий календарный год, а также на коэффициент, отражающий региональные особенности рынка труда (далее – региональный коэффициент), в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

Так, стоимость патента в Свердловской области для иностранного гражданина в 2018 году составила 4728 рублей в месяц при региональном коэффициенте 2,3371, определенном Законом Свердловской области от 20 ноября 2017 года № 120-ОЗ «Об установлении на 2018 год коэффициента, отражающего региональные особенности рынка труда на территории Свердловской области»

В соответствии с пунктом 4.2 статьи 13 Федерального закона № 115-ФЗ временно пребывающий в Российскую Федерацию иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу. Работодатель или заказчик работ (услуг) не вправе привлекать иностранного гражданина к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу. 

Между тем, согласно Федеральному закону № 115-ФЗ высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) вправе принять решение об указании в патенте, выдаваемом на территории данного субъекта Российской Федерации, профессии (специальности, должности, вида трудовой деятельности) иностранного гражданина. Данное положение закреплено Указом Губернатора Свердловской области от 03.02.2015 № 37-УГ «Об указании патенте, выдаваемом на территории Свердловской области, профессии (специальности, должности, вида трудовой деятельности) иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы».

Уполномоченной организацией по оформлению и выдаче патентов определен филиал по Свердловской области федерального государственного унитарного предприятия «Паспортно-визовый сервис» Министерства внутренних дел Российской Федерации в соответствии с Указом Губернатора Свердловской области от 21.01.2015 № 10-УГ «Об уполномоченной организации, участвующей в осуществлении полномочий по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче иностранным гражданам патентов».

За дополнительной информацией, а также для получения консультаций в части, касающейся правил привлечения иностранной рабочей силы на территории Свердловской области, можно обратиться в Управление по вопросам миграции Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области, а также в отдел трудовых ресурсов и миграционной политики Департамента по труду и занятости населения Свердловской области.