Cry ru
У меня есть проект

Информация о развитии системы среднего профессионального образования Свердловской области в 2016 году

Информация о разработке и апробации моделей обучения, предусматривающих совмещение теоретической подготовки с практическим обучением на предприятии.

По результатам мониторинга качества подготовки кадров, проведенного в 2016 году по итогам 2015 года, в Свердловской области реализуется региональная модель обучения, предусматривающая совмещение теоретической подготовки с практическим обучением на предприятии.

По данным мониторинга, программы среднего профессионального образования (далее – СПО) на территории Свердловской области реализуют 156 образовательных организаций: 135 профессиональных образовательных организаций разных форм собственности и 21 образовательная организация высшего образования.

11 образовательных организаций, реализующих программы СПО на территории Свердловской области, используют технологии дуального обучения, что составляет 7,1 процента от их общего количества.

В 30 образовательных организациях региона (19,2 процента от общего количества образовательных организаций) учебный процесс организован на кафедрах и в иных структурных подразделениях организаций реального сектора экономики и социальной сферы, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы. Удельный вес студентов, обучающихся по программам СПО на кафедрах и в иных структурных подразделениях организаций реального сектора экономики и социальной сферы, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы, в общей численности студентов, обучающихся по программам СПО, составляет 19 процентов (значение по Российской Федерации – 10,37 процента).

Кроме того, по результатам проведенного мониторинга деятельности профессиональных образовательных организаций, подведомственных Министерству общего и профессионального образования Свердловской области, 82 процента студентов обучаются по программам, в реализации которых участвуют работодатели (включая организацию учебной и производственной практики, предоставление оборудования и материалов, участие в разработке образовательных программ и оценке результатов их освоения, проведении учебных занятий).

В Свердловской области с 2010-х годов внедряется модель обучения, предусматривающая совмещение теоретической подготовки с практическим обучением на предприятии в рамках государственно-частного партнерства, имеется опыт реализации проектов по развитию практикоориентированного (дуального) обучения. Система дуального образования предполагает совместное финансирование программ подготовки кадров под конкретное рабочее место коммерческими предприятиями, заинтересованными в квалифицированном персонале, и исполнительными органами государственной власти Свердловской области, заинтересованными в развитии экономики и повышении уровня жизни в регионе.

По результатам конкурсного отбора «пилотных» проектов субъектов Российской Федерации по подготовке рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования в 2013 году в рамках реализации соглашения о взаимодействии между Правительством Свердловской области и Агентством стратегических инициатив по продвижению новых проектов Свердловской области присвоен статус регион-ментор.

Проект дуального обучения нацелен на подготовку высококвалифицированных рабочих кадров в металлургии и металлообработке, в автомобильном сервисе и технической эксплуатации автомобильного транспорта, в авиационном строении.

Модели дуального обучения реализуют: государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Первоуральский металлургический колледж» и ОАО «Первоуральский новотрубный завод», государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Нижнетагильский техникум металлообрабатывающих производств и сервиса» и Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод», государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Уральский колледж технологий и предпринимательства», группа предприятий автосервиса «АвтоПлюс», ЗАО «Альянс Мотор Екатеринбург» и Фонд Эберхарда Шёка (Баден-Баден, Германия), государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Верхнепышминский механико-технологический техникум «Юность», ООО «Уральские локомотивы», ОАО «Уральская горно-металлургическая компания», ОАО «Уралэлектромедь», ОАО «Арамильский авиационный ремонтный завод» и государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Екатеринбургский техникум отраслевых технологий и сервиса», ПАО «Северский трубный завод» и государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Полевской многопрофильный техникум им. В. И. Назарова».

Особенность указанных моделей состоит в создании учебных центров, на площадках которых обеспечивается подготовка кадров с участием педагогических работников профессиональных образовательных организаций и наставников с предприятий. В целях обеспечения реализации принципов дуального обучения с участием работодателей переработаны учебные планы, скорректированы образовательные программы с учетом требований профессиональных стандартов, включая корпоративные стандарты, а также международных требований WorldSkills.

Информация о создании и организации работы Межрегионального центра компетенций в области «Промышленные и инженерные технологии», специализация «Машиностроение, управление сложными техническими системами, обработка материалов»

В 2015 году Свердловская область приняла участие в конкурсном отборе на софинансирование мероприятий государственных программ субъектов Российской Федерации в целях предоставления в 2016 и 2017 годах из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на финансовое обеспечение мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы по мероприятию 1.2 «Разработка и распространение в системах среднего профессионального и высшего образования новых образовательных технологий, форм организации образовательного процесса» (далее – конкурсный отбор).

Согласно протоколу заседания конкурсной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации по проведению конкурсного отбора от 10.12.2015 № 4/2015 Свердловская область включена в перечень из 7 субъектов Российской Федерации – победителей рассматриваемого конкурсного отбора.

Соглашением между Министерством образования и науки Российской Федерации и Правительством Свердловской области о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Свердловской области на финансовое обеспечение мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы от 20.06.2016 № 06.614.24.0004 предусмотрено создание на базе государственного автономного профессионального образовательного учреждения Свердловской области «Уральский политехнический колледж» Межрегионального центра компетенций в области промышленных и  инженерных технологий по специализации «Машиностроение, управление сложными техническими системами, обработка материалов» (далее – МЦК).

В соответствии с заявкой Свердловской области на участие в конкурсном отборе МЦК размещается на площадке государственного автономного профессионального образовательного учреждения Свердловской области «Уральский политехнический колледж» и площадке Технопарка высоких технологий Свердловской области «Университетский».

Целью создания МЦК является разработка и распространение в системах среднего профессионального и высшего образования новых образовательных технологий, форм организации образовательного процесса, а также подготовка участников к состязаниям по стандартам WorldSkills.

Отличительными особенностями МЦК перед другими профессиональными образовательными организациями являются:

организация разработки и экспериментальная апробация программ, модулей, методик и технологий подготовки кадров по 50 наиболее востребованным на рынке труда, новым и перспективным профессиям, требующим среднего профессионального образования, входящим в список, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 02.11.2015 № 831 (далее – ТОП-50);

разработка предложений по актуализации федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС);

трансляция механизмов лучших практик подготовки кадров;

предоставление оборудования для проведения конкурсов профессионального мастерства «Молодые профессионалы» (WorldSkills);

повышение квалификации руководящих и педагогических работников профессиональных образовательных организаций по вопросам подготовки кадров по профессиям ТОП-50 и компетенциям WorldSkills.

Организационная структура, единая для всех МЦК Российской Федерации, предусматривает создание Учебного центра и Тренировочного полигона.

Основная задача Учебного центра состоит в подготовке кадров по профессиям и специальностям, входящим в ТОП-50.

Тренировочный полигон организуется с целью обеспечения подготовки участников конкурсов профессионального мастерства «Молодые профессионалы» (WorldSkills), в том числе для подготовки участников Сборной России к международным соревнованиям по компетенциям, входящим в сферу деятельности МЦК.

После утверждения ФГОС по профессиям ТОП-50 в МЦК будут реализованы образовательные программы по подготовке кадров по следующим профессиям: «Мехатроник», «Специалист по технологии машиностроения», «Техник-конструктор», «Наладчик-ремонтник промышленного оборудования», «Техник по обслуживанию роботизированного производства», «Токарь-универсал», «Фрезеровщик-универсал», «Оператор станков с программным управлением», «Слесарь», «Сварщик», «Техник по композитным материалам», «Специалист по аддитивным технологиям», «Мобильный робототехник».

В 2016 году в соответствии с контрольными цифрами приема состоялся набор первых групп студентов для обучения по новым программам среднего профессионального образования (далее – СПО) «Технологии машиностроения», «Аддитивные технологии».

Утверждена «дорожная карта» по реализации мероприятий по созданию и обеспечению функционирования МЦК на 2016 и 2017 годы, предусматривающая межведомственное взаимодействие между исполнительными органами государственной власти Свердловской области (Министерством общего и профессионального образования Свердловской области, Министерством здравоохранения Свердловской области, Министерством физической культуры и спорта Свердловской области, Министерством промышленности и науки Свердловской области).

Мастерские и лаборатории Учебного центра и Тренировочного полигона МЦК оснащаются современным учебным, учебно-лабораторным и учебно-производственным оборудованием – проведены конкурсные процедуры, обеспечено приобретение оборудования, его доставка, сборка, установка, пусконаладочные работы.

На создание МЦК в 2016 году из федерального бюджета выделено 308,197 млн. рублей, из областного – 400 млн. рублей. За счет средств федерального бюджета закуплено, оплачено и поставлено учебно-производственное оборудование Тренировочного полигона для постов по компетенциям «Изготовление прототипов», «Мехатроника», «Мобильная робототехника». Приобретено учебно-производственное оборудование для лабораторий (кабинетов) Учебного центра «Модульных производственных систем», «Пневмопривода и гидропривода», «Электротехники, электронной техники и автоматического управления», «Автоматизации технологических процессов», «Инженерной графики» и «Технической графики».

За счет средств областного бюджета закуплено и поставлено компьютерное оборудование, учебно-лабораторное и учебно-производственное оборудование для лабораторий «Процессов формообразования и инструментов», «Теоретических основ сварки и резки металлов», «Материаловедения», «Электрических измерений, электропривода» и столярной мастерской для оснащения Учебного центра. Также за счет средств областного бюджета обеспечены такие расходы, как приобретение автотранспорта для нужд МЦК, командировочные расходы сотрудников МЦК, оплата труда преподавателей, приобретение учебно-методических комплексов и электронных учебников, участие в презентационных мероприятиях (профессиональная ориентация молодежи в целях выбора рабочей профессии, проведение научно-практических мероприятий – конференций, семинаров).

Кроме развития материально-технической базы в МЦК обеспечена разработка экспериментальных образовательных программ, модулей, заданий для проведения итогового демонстрационного экзамена, контрольно-оценочных средств, технологий, форм организации образовательного процесса по профессиям/специальностям СПО в соответствии с перечнем ТОП-50, входящим в область подготовки МЦК.

В 2016 году проведена следующая работа:

1. Разработана основная профессиональная образовательная программа по специальности «Аддитивные технологии» на базе среднего общего образования, по специальности «Технология машиностроения» на базе основного общего образования.

2. Разработан учебно-методический комплекс по профессии (специальности) «Техник-конструктор» для оценки квалификаций с учётом международного стандарта компетенций WorldSkills International «Инженерный дизайн CAD (САПР) (05 Mechanical Engineering Design – CAD)».  Данные оценочные средства будут апробированы в рамках демонстрационного экзамена по специальности «Аддитивные технологии» по модулю «Создание и корректировка компьютерной (цифровой) модели» в мае 2017 года.

3. Разработаны предложения по актуализации квалификационных требований и образовательных программ на основе международных стандартов WorldSkills для Базового центра Союза «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Ворлдскиллс Россия» по профессиям ТОП-50: «Мехатроника», «Полимеханика», «Промышленная робототехника», «Инженерный дизайн CAD».

4. Разработаны оценочные (контрольно-измерительные) материалы по профессии «Оператор-наладчик обрабатывающих центров» демонстрационного экзамена для публичного акционерного общества «Машиностроительный завод имени М.И. Калинина». Данные оценочные средства 01 ноября 2016 года апробированы в рамках квалификационного экзамена рабочих предприятия.  

5. Обеспечена разработка двух примерных образовательных программ по специальности «Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств», профессии «Мастер слесарных работ».

Разработана и утверждена программа апробации в МЦК образовательных программ, учебно-методических комплексов и контрольно-измерительных материалов по наиболее востребованным, новым и перспективным профессиям и специальностям в области «Машиностроение, управление сложными техническими системами, обработка материалов» в 2016/2017 учебном году.

В части совершенствования организации образовательного процесса студентов начата работа кружка для обучающихся по «Информатике». Составлен график консультаций (упор сделан на занятия математикой, физикой, английским языком).

Осуществляется формирование сети ведущих российских колледжей по профилю МЦК. Взаимодействие по профилю охватывает 7 субъектов Российской Федерации (Астраханская, Владимирская, Волгоградская, Кировская, Ростовская, Тюменская области, Республика Чувашия). Также заключены соглашения о сотрудничестве и взаимодействии по профилю МЦК с профессиональными образовательными организациями Свердловской области.

Проведены курсы повышения квалификации для работников системы СПО Свердловской области. Общее количество слушателей, прошедших повышение квалификации в 2016 году, составило 541 человек. Численность руководящих работников СПО России, прошедших повышение квалификации в МЦК, составила 212 человек.

В рамках Третьего Национального чемпионата сквозных рабочих профессий высокотехнологичных отраслей промышленности по методике WorldSkills (WorldSkills Hi-Tech) (30 октября – 3 ноября 2016 года) (далее – чемпионат) МЦК представил:

  • демонстрацию аддитивных технологий;
  • мастер-класс 3д печать, 3д сканирование;
  • демонстрацию работы мехатронной станции;
  • мастер-класс по управлению;
  • мастер-класс «Электрический ток и только»;
  • демонстрацию опытов по электромагнитной индукции;
  • демонстрацию электрического тока в средах: искровой, тлеющий газовый разряд;
  • соревнования с использованием свойств неньютоновской жидкости;
  • мобильную робототехническую система «Экскаватор»;
  • промышленного робота (рисование портрета по фотографии) KUKA;
  • историю создания и использования механических передач в технике;
  • знакомство с различными видами механических передач, решение простейших задач на эрудицию и смекалку.

В рамках соревнований чемпионата студенты МЦК вступили по компетенциям: «Прототипирование», «Мобильная робототехника», «Промышленная автоматика».

По результатам участия студент МЦК продемонстрировал лучший результат в соревнованиях по прототипированию. Обучающийся участвовал вне конкурса, вошел в сборную России по компетенции «Прототипирование».

Два вторых места завоевали студенты, соревновавшиеся в компетенциях «Мобильная робототехника» и «Промышленная автоматика».